ДУХОВНЫЙ ОБРАЗ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ. ЖИВОПИСЬ ГЕРАРДА ВАГНЕРА | 15:29 |
ДУХОВНЫЙ ОБРАЗ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ
ЖИВОПИСЬ ГЕРАРДА ВАГНЕРА
Ивен Джеймс На исходе двадцатого века в живописи раскрывается одно существенное измерение искусства. Речь идет о духовном образе или, можно сказать, о духовной имагинации в искусстве. Этот особый аспект искусства был очевиден всегда - от великих пещерных росписей эпохи палеолита и царских надгробий древних цивилизаций до квазирелигиозных изображений экспрессионизма и эзотерической эстетики абстракционизма. Сегодня, после эпохи модернизма, на пороге двадцать первого века, этот духовный образ находится в довольно драматической стадии своего развития. Этот драматизм становится особенно наглядным при сопоставлении работ Герарда Вагнера с произведениями его современников. Герард Вагнер родился в Василий Кандинский, принадлежавший к более раннему поколению, чем Вагнер, был заинтересован лекциями Рудольфа Штайнера о духовном в искусстве уже в 1908 году1. Проявляя искренний интерес к эзотерическим учениям, Кандинский примкнул к теософии, а позднее - к антропософии как к «пути познания, приводящему духовное в человеке к духовному в космосе»2; его экземпляры книг Штайнера хранят множество помет. Пит Мондриан ощущал, что его художественный стиль, с использованием растров и чистых цветов, — стиль, которым он называл неопластицизмом, — представляет идеалы нового духовного направления в искусстве, защищаемого Штайнером. Как раз об этом Мондриан писал Штайнеру, но не получил той поддержки, на которую надеялся ''. Множество других художников первой четверти двадцатого века, порвавших с традицией, слушали лекции Штайнера и читали его мысли о цвете и о духовном в искусстве Пауль Клее, Франц Марк, Алексей Явленский, если назвать, только несколько имен. Герард Вагнер также искал духовное направление в искусстве. Молодой художник прибыл в Дорнах (Швейцария) лишь в 1926 году, через год после смерти учителя. Пройдя краткий курс живописи у ученицы Штайнера, художницы Хенни Гек, Вагнер приступил к более чем полувековому экспериментированию с цветом и живописным исследованиям. Молодой художник г. 1920-е и 1930-е годы посвятил себя поиску духовного в искусстве как пути внутреннего развития. Он погрузился в изучение цвета и антропософии. Поскольку Вагнер не работал в Мюнхене, Берлине, Париже или Нью-Йорке и не был связан ни с каким известным авангардным течением, он остался неизвестен и не получил никакого признания в эти ранние годы своего творчества. Сегодня художник, которому уже более девяноста лет, работает в своей студии на склоне дорнахского холма и ведет занятия в школе живописи, где учатся студенты из различных европейских стран, а также из Америки и России. Многие художники раннего модерна, связавшие себя со штайнеровскими идеями о цвете и о духовном в искусстве, к началу Первой мировой войны перешли к полной абстрактности. Пути Кандинского и Мондриана удивительным образом иллюстрируют постепенную трансформацию и разоблачение естественного мира в цвет и форму и переход в царство чистой геометрии - духовный мир форм. Однако когда этот переход совершен, когда порог перейден, цвет подчиняется форме и в лучшем случае становится только символом своей живой природы. Это было совсем не то, что имел в виду Штайнер, говоря о «бытии цвета» в живописи. Штайнер подчеркивал сущностность цвета, форма же «возникает из цвета»4. Таков был принцип, внутренне постигнутый Вагнером, - принцип, который он намеревался применить к решению стоявшей перед ним задачи: как, перейдя порот трехмерного мира реалистической живописи, вступить не в абстрактно-интеллектуальное царство геометрических форм, но — на крыльях цвета, по полноцветному мосту радуги — вознестись к духовной реальности, где сущностная жизнь цвета порождает самопроизвольные, но строгие формы, подобно тому как стихийные силы творят мир органических природных форм5. Вагнер приступил к ее решению методически, производя сотни цветовых упражнений и живописных набросков; они никогда не рассматривались им как завершенные произведения искусства и в большинстве своем не сохранились. К концу Второй мировой войны Вагнер выработал стиль и манеру живописи, которые не могут быть обозначены ни как реалистические, ни как абстрактные. Он несомненно пересек порог реализма, однако не покинул полностью естественный мир ради абстрактного экспрессионизма. Трехмерный мир оставлен позади, по абстракция не пришла ему па смену. Не появляются геометрические формы, дух и природа никак не затронуты эмоциональностью. Темы живописи Вагнера имени несомненную духовную ориентацию, лаже когда речь идет о метаморфозе растении или волшебных сказках братьев Гримм. Вся образность наполнена светом и строится на нем. Пожалуй, единственный современник, с кем можно сопоставить Вагнера,— это Марк Шагал. Невесомое, сновидческое царство, созданное Шагалом, составляет явную параллель к миру Вагнера. Человечность не утеряна, поскольку для обоих миров обычны узнаваемые человеческие фигуры; сила души и духа осязаема и реальна. Цвет живет и животворит. В то же время Вагнер не привносит в свою живопись рисунка, и третье измерение никоим образом не предполагается у пего, даже кубистически. Работы Вагнера проводят пас сквозь мир сновидений и погружают в мир чистых цветовых форм мир, в котором осязаемые цветовые жесты наполняют сиянием волшебные формы, словно бы вылепленные из света, воздуха, воды и тумана. Чувствуется, что с цветом здесь обращаются естественно, исходя из него самого, а не манипулируют им и не втискивают его в символические репрезентации или оправдательные самовыражения художника. Рудольф Штайнер утверждал, что реализм пренебрегает внутренней жизнью человека, создавая лишь отпечатки внешнего мира, абстракционизм же, напротив, даст возможность выражения внутренней реальности, по отрицает объективный внешний мир6. Штайнер провозгласил, что цвет является для живописи той точкой опоры весов, которая уравновешивает внутреннее и внешнее, форму и сущность, потому что «цвет есть душа природы»7 и проникает как во внешний, так и во внутренний мир. В произведениях Вагнера можно обнаружить не только идеи, высказанные Штайнером в лекциях по искусству и в общих чертах отраженные в его пастельных набросках и акварельных эскизах, но и главнейшее стремление искусства первой половины двадцатого века — преодолеть пространственно-перспективную живопись, строго приверженную иллюзорному внешнему миру явлений, и глубже проникнуть в суть вещей, в микрокосмическую душу человека. Ведь современное искусство в большой степени покинуло природный мир и вступило в человеческую душу. Картинам Вагнера удается проникнуть в микрокосмическое царство души, не оставляя макрокосмического внешнего мира. Все его творчество тесно связано как с человеком, так и с природой, как с внутренней жизнью, так и с внешним бытием. В самом начале второй половины столетии возникли поп-арт и поп-культура как явный результат материализма и потребительского coзнания, нo и в противовес выхолощенной эстетике абстрактного экспрессионизма. Одновременно это было искусство протеста глубоко обоснованная реакция на стремительное движение современной культуры к самоуничтожению. Гак же как и авангард (с той самом поры, когда французский военный термин avant garde был впервые использован для обозначения новых художественных течении, атакующих буржуазную чопорность), поп-арт завоевывал новые земли тем способом, которым сегодня, в постмодернистскую эпоху, может быть назван визуальным терроризмом. Дело в том, что он переходит границы, указанные Джеймсом Джойсом тому, что он назвал «настоящим искусством». Автор нескольких наиболее авангардных литературных произведений своего времени, Джойс выделил два вида искусства настоящее и ненастоящее. Последнее в свою очередь делится на два вида соблазняющее или притягивающее, с одной стороны, и противостоящее или нападающее — с другой. Первое, изымающее к сочувствию, Джойс назвал порнографическим, потому что оно продает, или проституирует, себя, стимулируя желание, а второе, вызывающее антипатию, он назвал дидактическим, потому что оно тщится преподать урок, хотят того или нет, и приводит к тошноте. Оба вида - «ненастоящие», потому что они устраняют свободу человека, выводя его из внутреннего равновесия. Страсть и вожделение - или страх и трепет, - вот те эмоции, которые порождает ненастоящее искусство и которыми оно питается. Настоящее же искусство, творит Джойс, сохраняет свободу индивида, так что оказывается возможным состояние эстетической захваченности или чувственного созерцания, когда переживается некое сознательное откровение, или «зпифания». «Разум захвачен и вознесен над желанием и отвращением»8. В духе такого настоящего искусства как раз и подходит Вагнер к духовным образам, как они могут быть выражены живописным цветом - не возбуждая и не попирая зрителя красивыми красками и приятными формами, но и не насилуя разум ради реакции отвращения, вызываемой объектами некой произвольной реальности. Цвет и образность Вагнера оставляют некое пространство для дыхания, тонкую линию покоя, где душа может пережить свою собственную свободу - эпифанию, как назвал это Джойс. Поп-арт привел также к появлению выхолощенных сценических постановок — т. н. акций. Визуальные искусства принимают здесь характер драматических. Инсталляции размыли прежде4 четкие границы живописи, рисунка, скульптуры, архитектуры, музыки, драматургии, ганца, поэзии и ремесла, чтобы показать, что жизнь это искусство и что все взаимосвязано. Влиятельной фигурой международного значения становится в это время Йозеф Боне — профессор скульптуры, носящийся с заимствованными у Штайнера социальными идеями и перетолковывающий их в том духе, что человеческое существо должно быть правильно отражено в политической, социальной и экономической сферах жизни9. Харизматический лицедей и своего рода стилизованный шаман, Бойс представил интерпретацию антропософии Штайнера в экзотерических художественных формах раннего модернизма. Однако стиль и манера Бойса в большей степени обязаны показам и инсталляциям дадаистов и философии антиискусства, чем штайнеровскому эзотерическому взгляду на искусство как на откровение формирующих духовных сил. Это справедливо и в отношении других современных художников, принимающих антропософское мировоззрение, но предпочитающих работать в своей области не в соответствии со строго феноменологическим методом (который Штайнер назвал духовнонаучным подходом), а следуя другим традиционным влияниям. Примером здесь могут служить британский художник Дэвид Нэш пли американцы Джеймс Таррел и М. К. Ричарде. Долгий творческий путь Герарда Вагнера, охватывающий почти целиком эпоху модернизма, приносит значительные плоды из прошлого и закладывает драгоценные семена для будущего. Он являет собою уникальный пример художника-«пуриста», не подвергшегося, вопреки ожиданиям, никаким заметным воздействиям со стороны многочисленных модернистских и постмодернистских школ. Целиком захватившее его исследование цвета (в смысле, указанном Штайнером) породило строгий живописный стиль, не имеющий никаких явных параллелей среди современников. Он достиг значительных успехов в живописи как в искусствe, открывающем духовные образы, опираясь исключительно на цветовую динамику. В этом он поистине современный художник, поскольку он порывает со всеми традиционными школами живописи, не приемля рисунка, перспективы, светотени и любых способов создания трехмерной иллюзии на полотне картины. Он работает, исходя из «внутренней необходимости»10, из самобытной подвижности цвета, не прибегая ни к какому символизму. Все эти стремления современного искусства многообразно преломились в творчестве Вагнера. Он подошел к самой сути проблем современной живописи и нашел такое их разрешение, которое ведет не в туник, к смерти станковой живописи, но, напротив, открывает «игольное ушко» обновления. Это полностью обновленное искусство живописи - обновленное своей связью с духовным миром, связью не символически-интеллектуальной, но глубоко личной, художественно-медитативной, раскрывающей дремлющие органы восприятия. По этой причине в конечном итоге творчество Герарда Вагнера не порывает с традицией, но связывает себя с непрерывным потоком художественного выражения, с неизбывным раскрытием творящего человеческого духа. Ибо даже на исходе эпохи постмодернизма путеводной нитью и важнейшей ценностью в искусстве - поверх всех стилей, рыночных стоимостей и тому подобного — остается духовное воображение. Место Герарда Вагнера в истории искусства столь же трудноопределимо, как и место Уильяма Блейка столетием раньше. Утонченная работа с цветом и обновление живописи как пути внутреннего развития и духовной дисциплины принесут ему в будущем значительное признание. В нашу постмодернистскую эпоху картины Герарда Вагнера выделяются как значительный пример духовного в искусстве. 1 Sixten Ringborn, Sounding Cosmos. 2 Rudolf Steinrr, Anthroposophische Leitsätze. 3 Maurice Tuchman. The Spiritual in Art: Abstract Painting 1890-1985. 4 Rudolf Steiner, Architectur, Plastik und Malerci des ersten Goetheanum. 5 Ibid. 6 R. Steiner, Das Sinnlich-übersinnliche in seiner Verwirklichung durch die Kunst. 7 Ibid. 8JamesJoyce, A Portrait of the Artist as a Young Man. 9 Heiner Stachelhaus, Joseph Beuys. 10 Василий Кандинский, О духовном в искусстве. Когда-то на заре времен. Предстал Пред очи духа неба Дух земного бытия. И рек, взмолясь: Умею говорить Я с духом человека, Но теперь Иного чаю языка, Чтоб сердце мира Им говорило сердцу человека. И даровал благой небесный дух Просителю земли Искусство. Рудольф Штайнер
| |
Просмотров: 3127 | Добавил: rolado | Рейтинг: 5.0/1 | |
Всего комментариев: 3 | ||||
| ||||