ФРАГМЕНТЫ БИОГРАФИИ (ИСТОК) | 13:41 |
Илл. 1. Рудольф Штайнер с моделью западного фасада первого Гётеанума Дорнах 1926 Через год после смерти Рудольфа Штайнера и спустя три года после пожара, уничтожившего здание Гётеанума, на дорнахском холме царила оживленная деятельность. Мощное бетонное здание второго Гётеанума было наполовину готово. Шла интенсивная работа по завершению строительства. Штайнеровская идея Гётеанума включала в себя не только обновление архитектурного стиля в связи с возведением здания. Во всех сферах культурной и духовной жизни велась работа по «возведению здания». Эта работа продолжается, переходя от поколения к поколению, и каждый, кто хоть недолго участвует в ней, вносит посильный вклад в общее дело. Молодой художник еще не владел немецким языком, а потому сильно зависел от своих глаз. Ему показали модели Р. Штайнера и его сотрудников, которые должны были воплотить эти модели в жизнь. Он увидел здания, уже построенные по подобным проектам, с их прекрасными живыми формами. Он наблюдал, как шлифовала цветные витражи Лея Тургенева. Там в цвете оживал свет, как бы начиная говорить сам, в световой штриховке таинственных витражных мотивов ярко сияли красный, зеленый, синий, фиолетовый и розовый цвета. Скульпторы Освальд Дубах и Карл Кемпер работали над моделями здания. Альберт фон Баравалле показывал свои прекрасные графические рисунки и модели, посвященные4, главным образом, разработке западного фасада. Скотт Пайл и Ян Стютен рисовали декорации к первой драме-мистерии, которую Мария Штайнер репетировала с актерами. Центром работ были столярные мастерские, где целыми днями трудились не только рабочие, занятые на строительстве; одновременно на этом маленьком пространстве шла Илл. 2. Первый Гетеанум: вид с юго-запада
Илл. 3. Второй Гётеанум: вид с юго-запада административная и культурная жизнь. Так, здесь вырезались большие деревянные порталы здания, репетировали актеры и эвритмисты, читались лекции, ставились спектакли. Па деревянной степе в зале столярных мастерских но субботним вечерам и воскресным дням перед представлениями вывешивались картины: большие акварели, выполненные художницей Хенни Гек по эскизам Рудольфа Штайнера. Эти картины произвели на молодого художника невероятное впечатление. Насыщенные цвета, уверенность исполнения, каких ему не случалось видеть до сих пор в современной живописи. Для него они были уникальными, совершенными но форме, без малейшего следа натурализма, захватывающими - совершенно новое искусство живописи. Никакое другое место не могло бы предоставить Вагнеру столь благоприятных возможностей. Постоянное изучение и созерцание художественныx произведений Рудольфа Штайнера в оригинале: скульптуры, моделей зданий, эскизов и картин непосредственное переживание, которое могут дать только оригиналы, - было предпосылкой для их постижения не только умом, но всей душой. Здесь нельзя было отталкиваться от изученного ранее. Молодой художник всецело отдался новым веяниям. Ни методическая, ни содержательная сторона труда художника неотделима от истока, из которого он вырос: живых источников антропософии. Илл. 4. Представитель человечества. Деревянная скульптура Из записок художника В висели оригиналы эскизов. Новая скульптура и новая живопись. Здесь еще сохранилась прежняя атмосфера Илл. 5. Хенни Гек со всей серьезностью рабочего стиля Р. Штайнера. Хенни Гек присутствовала при создании всех эскизов. Следуя указанию Рудольфа Штайнера, мы выполняли акварелью мотивы, созданные им в технике пастели. При этом мы должны были в точности сохранять формы и их взаимную уравновешенность, отображать равновесие вплоть до мельчайших деталей. Хенни Гек объясняла нам последовательность цветов заранее. Девять месяцев спустя трагические обстоятельства прервали паши занятия. Позднее эскизы перенесли в Гётеанум, и они стали доступны для учеников и всех интересующихся. Однако тот короткий период учебы не утратил для меня своей ценности в течение всех последующих лег. Я рисовал только три первых мотива: «Восход солнца», «Заход солнца», «Светящая луна». Внимательное наблюдение и стремление прочувствовать цвет, линии, формы этих эскизов пробудили во мне необычайный интерес, породили догадку: да ведь это организмы. В этих работах чувствовалось нечто, о чем можно сказать: они точны, в них нет случайного и произвольного. Они не отображают природных объектов, но отдельные част их форм и движений так сочетаются друг с другом, так взаимно поддерживают и определяют друг друга, как могут это делать только члены живого организма, где каждая часть связана с целым законами необходимости. Они не отображают, они живут. Это ощущение Илл. 6. Рудольф Штайнер. Восход Солнца Илл. 7. Рудольф Штайнер. Заход Солнца Имя. 8. Рудольф Штипнер. Заход Луны с годами становилось все более осознанным. Занятия задали нам большую загадку. Штайнер постоянно говорил о том, что форма возникает из цвета и есть производное цвета. У Хенни Гек мы должны были начинать три первых мотива красным: первый (в соответствии с эскизом) восходящее солнце, второй солнце заходящее, третий три серпа месяца. И я задавался вопросом: если три настолько разных мотива нужно начинать одним и тем же цветом (нанося его на белую поверхность листа), то как быть с требованием, названным выше? Я начал искать ответ. Я спрашивал себя: если один цвет при работе над мотивами слегка изменить, что произойдет тогда с формой? При этом я следовал указанию Р. Штайнера рисовать на цветных листах или, прежде чем приступать к рисованию, представить себе, что лист тонированный. Я начал серию опытов на листах одинакового формата: брал один или два цвета, одни из них шаг за шагом постепенно изменялся (например, от синезеленого к желто-зеленому, от холодного к теплому). С изменением цвета вставал вопрос соответствующего изменения формы. Я пытался в своем переживании участвовать в жизни цвета. Тем самым была поставлена цель: найти дорогу в эту жизнь цвета, научиться владеть им, используя эту всеобщую жизненную стихию, пронизать ею процесс рисования. Сразу же возникли и дальнейшие вопросы: как недуг себя отдельные цвета в этой жизненной стихии? Как возникает из цвета живая форма? Это большие, не утратившие своей актуальности и сегодня вопросы, поиск ответа на них ведется постоянно, всю жизнь. Его не знаешь никогда, его правильность каждый раз проверяешь заново. Это были упражнения, направленные па развитие чувства цвета. Вот что эскизы Штайнера заставили меня понять относительно скоро: ту жизненную стихию, в которую погружены его цвета и которой они придают форму, делая ее зримой, может постичь лишь тот, кто откажется от только субъективного чувства цвета. И я пытался найти путь в живое, в мир созидающих сил. Это можно было осуществить лишь с помощью вышеуказанного принципа. Итак, тогда я находился в начале длинного пути: много лет ушло па занятия, которые со стороны могли бы показаться бессмысленными. Сказать заранее, сколько времени потребуется для того, чтобы подойти к «началу» начать рисовать в указанном смысле, было невозможно. Чутье подсказывало это может занять двенадцать-четырнадцать лет. Полнота ответа на вопрос о сотворении формы из цвета, зависит от того, насколько конкретный человек способен объективно переживать цвет внутри себя, причем переживать настолько сильно, чтобы вытеснить представление. Лишь много позже узнаешь, почему это так трудно и что это значит. В течение очень длительного времени кладешь па бумагу краску за краской, ничего не ощущая при этом. Случаются моменты, когда кажется, что тебя, как молнией, пронзило искомое, тебе удалось нечто действительно уловить. Пробуешь схватить это, повторить, и так - годами, пока такие моменты не учащаются, в один прекрасный день превращаясь в непрерывный поток. И даже если это никогда не достигнешь, даже если не удастся создать форму, исходя из цвета, снять с Изиды ее покров, то все же сам по себе этот путь является дорогой к истинному человеку, и тот, кто это замечает, не может перестать идти. Учение становится единственной причиной творчества. Особую помощь в выключении субъективного своеволия дает упражнение Рудольфа Штайнера, связанное с «качественным измерением». Измерение качества листа представляется столь важным потому, что в ходе исканий художника они позволяет ему развивать бдительность и чувство направления, когда в процессе художественной деятельности он полностью заставляет уснуть свое переживание цвета. Его устремление состоит в том, чтобы, рисуя, все переживания перевести в деятельность, ничего не оставляя в собственном ощущении. Не должно быть чувства «самосознания» или «самоощущения», все должно превратиться в чисто волевую деятельность, поддающуюся контролю. Выбор последовательности цветов, прикидывание, взвешивание в результате приводят художника к формам. Осуществляя поиск предпосылок их возникновения, я исследовал их оправданность. Пытался рисовать растения и животных, исходя из цвета. Рудольф Штайнер дал множество указаний, ведущих в эти сферы. Они начинаются с постижения сил Солнца и Луны в живом организме природы и человека и постепенно подводят к его четырем большим акварелям, вобравшим в себя весь этот путь: «Новая жизнь» «Пасха» «Прарастение» «Пра-животное» («Прачеловек»). Илл. 9. Рудольф Штайнер. Новая жизнь Тема «трехчленный человек» также послужила толчком к долговременным занятиям, посвященным созданию образа человека из его изначальной цветовой формы. Ведь эти образы, разработанные Рудольфом Штайнером, являются элементами мира прообразов. И в промежутке между миром-родиной этих образов и миром, в котором находимся мы, живые люди, находятся все царства природы. Нас приглашают открыть их, заново, изнутри, из цвета. Человек, выбравший для себя этот путь, убедится, что тех, кто в достаточной мере вникает в указания Рудольфа Штайнера, последние могут подвести к постижению созидательной творческой силы цвета и к способности творить в этой жизненной стихни, не нарушая ее. Дав нам такие образы жизни, сформированной из цвета, Рудольф Штайнер поставил цели для далекого будущего живописи. Предпосылкой для этого пути в моем случае был постоянный контакт с художественными произведениями Рудольфа Штайнера. И одновременно с этим интенсивное участие в духовной жизни Дорнаха, интерес к эвритмии и сценическому искусству, деятельность таких людей, как Мария Штайнер, Альберт Штеффен и многих других, игравших и этой жизни определяющую роль. Само собой разумеется, что все это оказывало сильнейшее влияние на мой собственный труд. Без импульсов извне он был бы немыслим. Все, что было только личным, утратило свое значение. Постепенно эксперименты с цветом, год от года проводимые все более последовательно, приняли более четкие формы. Они привели к рядам метаморфоз, которые представляют собой попытку познания живописи через методическую работу с цветом. В общем-то, обо всех картинах можно говорить как о такой работе, потому что они были созданы, прежде всего, с тем, чтобы пронаблюдать, как связаны между собой цвет и форма. Я был далек от мысли писать картины, которые можно выставлять или продавать. Сам процесс рисования, такой таинственный, погружение в пего, наблюдение за взаимодействием красок, поддерживающих и определяющих друг друга, вот что интересовало меня. Из них не нужно было «вытягивать» заранее заданный мотив, он проявлялся постепенно, с пониманием правильной последовательности нанесения цвета, являющейся основой для возникновения мотива. Эта проблема относится не только к живописи, по и к музыке. Цвета проходят свой путь во времени и становятся зримыми и пространстве, подобно тому, как это происходит с тонами и интервалами в музыке. Тот момент, в который они появляются на поверхности картины, означает завершение их пути. Родина их астральный мир, и через вибрации эфирного элемента они начинают участвовать в деятельности формообразующих сил. И лишь теперь, в процессе формосозидания, осознается мотив, возникающий из ритмов цветовой последовательности. Лишь когда сознание полностью удовлетворено созерцанием, мотив проявляется полностью. Илл. 10. Рудольф Штапнер. Пасха (Три креста) Метаморфозы Во избежание недоразумений хотелось бы подчеркнуть, что когда речь заходит о цвете, то подразумевается не зримый цвет, но главным образом ощущение цвета, которое по мере своего развития становится все более независимым от чувственно воспринимаемого цвета. Такое переживание цвета появляется не сразу. Может потребоваться несколько лет, чтобы на короткое мгновение появилось чувство переживания живого цвета. Нужно развивать способность уметь вызвать в себе такое переживание в любой момент. Входя через ощущение цвета в жизненную стихию, попадаешь в сферы, деятельность которых создала внешнюю природу, т. е. в неизменно сущую природу духа. Так что воспитание переживания цвета оказывается подготовительным этапом к духовному естествознанию: науке о живом, которая, в то же время, становится наглядной благодаря искусству. Каким образом душевное начало входит в живое, астральное — в эфирное? Это большой вопрос для художника, в своей манере и в своей области ищущего искусства органического. Это тот же самый вопрос: как из цвета рождается мотив? Так как впервые настоящий ответ на него мы получаем в работах Рудольфа Штайнера, то вполне попятно, что, погружаясь в свои занятия, ученик изучает его работы для того, чтобы прочувствовать процессы, приведшие к таким результатам, как «Восход солнца», «Заход солнца», «Восход лупы», «Заход луны», «Мадонна», «Пасха», «Прарастение», «Праживотное». Чем дольше занимаешься этими произведениями, тем больше ощущаешь, что они неисчерпаемы и что сам ты находишься, собственно, все еще в начале пути. В своей лекции «Преображающие импульсы для эволюции человечества в искусстве» Рудольф Штайнер говорит о сущности различных видов искусства в их отношении к человеку. Там, где происходит формирующее вмешательство астрального тела в эфирное, где душа проявляется в действии живых ритмических сил, находится область живописи. Илл. 11. Рудольф Штейнep. Прарастение В области астрального цвет являет свою сущность, будучи объективным элементом душевного мира. В мире образующих сил, в эфирной сфере, сущностное проявляется в многообразии движения, дифференцирования и формосозидания. Художник стремится к созданию некоего цветового целого, которое, в конечном итоге, дает возможность пережить человека в его целостности. Оформляющийся в результате мотив представляет собой путь к такой целостности. Если взять такую целостность - последовательность цветов - и изобразить ее на листах бумаги с разной грунтовкой, цвет которой меняется очень постепенно, то в этом изменении может заключаться причина соответствующего внутренней закономерности изменения формы. Хотя каждая картина сама по себе представляет собой нечто целостное и приводится в состояние внутреннего цветового равновесия, тем не менее она занимает особое место в данном ряду как часть единой общей формы. Возникает некий процесс, проходящий через этот ряд как невидимое движение. Таким образом, каждая последующая картина становится испытанием предыдущей, а также своего собственного равновесия. - А если художник работает достаточно тонко, то, посмотрев на весь ряд картин целиком, в нем можно проследить метаморфозу. Выполняя такие упражнения, я пришел к некоторым поразительным выводам о месте и внутренней взаимосвязи вышеупомянутых эскизов Р. Штайнера. Они своего рода духовные точки отсчета, от которых ведут пути и к которым, как к «узловым пунктам», возвращаешься вновь и вновь, следуя из самых разных направлений. Тот, кто посвятил поиску десятилетия и начинает яснее видеть эту взаимосвязь, со все возрастающим изумлением смотрит на эти с виду невзрачные работы, называющиеся «Учебными эскизами». Желание выяснить, как возникли последние эскизы Рудольфа Штайнера «Прарастение» и «Праживотное», какова их внутренняя взаимосвязь и каким образом можно развить их и дойти до индивидуальных форм отдельных животных и растений, привело к появлению новых вопросов, на основе которых были разработаны циклы многочисленных упражнений. Они возникли из потребности учиться и в то же время наглядно проверять результаты, что лучше все-то достигается сравнением мелких шагов, кроме того, мне хотелось сообщить и другим о возможности создания в живописи метода, поддающегося контролю.
Илл. 12. Рудольф Штапнер. Праживотное (Прачеловек) От людей искусства мне не раз доводилось слышать упрек в том, что мои занятия имеют отношение не к искусству, а к науке; другая сторона выдвигает упреки в том, что результаты этих исследований не представляют никакой ценности для естествознания; по сомнения эти никак не могут коснуться самой попытки такого рода исследования, результаты которого можно было бы обозначить как результаты наблюдений художественно-душевной сферы, проведенных естественнонаучным методом, в духе искусства свободы. | |
Просмотров: 3770 | Добавил: rolado | Рейтинг: 4.7/3 | |
Всего комментариев: 0 | |