НОВЫЕ ПУТИ В ЖИВОПИСИ | 15:46 |
НОВЫЕ ПУТИ В ЖИВОПИСИ
В эпоху, когда естествознание во всех сферах начинает вырываться за границы чувственно воспринимаемого, также и художественное творчество пытается совершить прорыв в новые измерения. Тот, кто стремится перешагнуть через этот порог и добраться до сердцевины природы, до сути человека, вступает в ошеломляющее многообразие неведомого мира. Если он желает в нем освоиться, необходимо вооружиться упорядоченным методом работы. ГЕРАРД ВАГНЕР — художник и в то же время исследователь. Когда он в своп молодые годы учился живописи, произошла его встреча с духовной наукой и художественным наследием Рудольфа Штайнера. Эта встреча определила весь его дальнейший путь, оплодотворила его творчество. Перед художником встал вопрос об объективной жизни цвета и его отношении к природе, человеку и космосу вопрос о постижении жизненной стихни искусством цвета. Этот вопрос сделался основным мотивом необычного по содержанию и охвату художественного творчества. В поисках ответа па него художник выковал себе оснастку - свой собственный метод: целенаправленное экспериментирование в области цвета. Этот метод предполагает безошибочную уверенность и основательность, с которыми художник, делаясь всецело слугой цвета, принимается за работу. Художник наглядно демонстрирует, что при самозабвенной преданности сущности цвета самая свободная художественная фантазия может быть связана с точным естественнонаучным методом. Стремление к познанию воспламеняет его неисчерпаемую творческую энергию. На то, чтобы подойти к началу такой живописи, молодой художник отводит себе двенадцать-четырнадцать лет. И если сегодня, посте более чем семидесяти лет непрестанных упражнений, он может сказать: «Я ежедневно учусь новому; собственно говоря, я подхожу к началу лишь теперь», поневоле задаешься вопросом: но чем же это он был настолько очарован, что послужило импульсом для продолжавшейся всю жизнь неустанной работы? Направление поиска Герарда Вагнера определили главным образом четыре указания Рудольфа Штайнера: — Все душевное в мире есть цвет. Тем самым поставлен вопрос о сущности цвета. — Если мы желаем подойти к объективному моменту цвета, нам следует обратиться к жизни своих ощущений с вопросом о том, что живет вокруг нас. Это означает: нам следует воспитать жизнь своих ощущений так, чтобы она будучи свободной от личных симпатий и антипатий, сделалась надежным, объективным инструментом восприятия. - Учиться экспериментировать, в сфере фантазии, чтобы через сравнительное наблюдение обозреваемых явлений постепенно выработать объективность. Ибо, само собой разумеется, здесь речи не может идти о произвольном фантазии, но лишь о той живой силе воображения, из которой с неисчерпаемой полнотой рождаются все природные формы. Этa творящая к подвижных силах равновесия живая фантазия управляется внутренним законом: принципом метаморфоза. - Учиться извлекать из цвета формы. Это значит, что в самом цвете пребывают скрытыми формирующие силы, которые следует обнаружить посредством подготовительных упражнений. Если же (как говорил Рудольф Штайнер) сам цвет обладает формо-творческим началом, он должен находиться в непосредственном, тесном отношении к топ жизненной стихии, из которой творятся и возникают псе природные формы. Необходимо суметь погрузиться в эту стихию без всякого личностного произвола, «снова отыскать путь, ведущий к живому миру цвета», и из его формосозидающих сил расколдовать новую природу. Ног задача па будущее, стоящая перед подлинно современной живописью. В распоряжении художника, ведущего исследования витом направлении, имеются три инструмента: - душа; - пребывающий в равновесии целостный человеческий организм как живая мера восприятия; - бодрствующее сознание, ведущее наблюдение одновременно изнутри и тепе, не содержащее в себе никаких представлений, но направляющее всю силу внимания на восприятие той деятельности, которую оно в одно и то же время производит и наблюдает. Герард Вагнер, художник метаморфоза, разработал методику духовных упражнений с цветом. Эта доступная проверке и научению методика, оказывается - но мере овладения ею плодотворной во многих отношениях. Она дает художнику возможность ставить свечу вопросы, благодаря которым он имеет дело со своего рода «идеальным экспериментом». Поиск делается для художника более важным, чем результаты, к которым он приходит. Открыть это и сделать плодотворным для будущего в соприкосновении с живыми силами цвета, в поиске все новых вопросов - этому учат в школе, которой многие годы руководит Герард Вагнер. Живописная манера Герарда Вагнера вводит пас непосредственно в живую стихию. Его картины не воспримешь на бегу, мимоходом. Они предназначены для зрителя, который готов к внутреннему сопереживанию, к преображению. Уже очень скоро зритель может обнаружить в какой внутренней деятельности источник целебной силы и почувствовать, что пронизанная движением и жизнью упорядоченность этих акварелей перетекает непосредственно в него, что она стремится поднять его в мир более высокой значимости, в который индивидуальности созерцающего разрешено войти, не утрачивая своей свободы. Акварели эти живут и растут вместе с душой того, кто на них смотрит, они живут и растут в ней. Они вечно ведут ввысь, за пределы человека, и тем не менее их всеохватным содержанием оказывается ч е л о в е к. Мы пребываем в самом конце тысячелетия. Вопрос о человеке становится вопросом существования человечества. В эпоху грандиозного перелома дело жизни Гарарда Вагнера - юный, свежий росток, прорезавшийся из борений искусства ХХ в. Элизабет Вагнер, 5 апреля
Мадонна над лунным серпом 1941 | |
Просмотров: 1638 | Добавил: rolado | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |